ЦеСТ не позволит сорвать внедрение СПО в школах

13.07.2009 г.


Зачем что-то читать, когда есть, что тратить!? :)В последние недели внимание общественности привлечено к скандалу, связанному с рассылкой очередного обновления лицензионного программного обеспечения – единого комплекта «Первая ПОмощь 2.0».

В апреле 2009 года Рособразованием было принято решение добавить в комплект обновлений проприетарного программного обеспечения дистрибутивы пакета свободного программного обеспечения (ПСПО), которые в 2008 году прошли успешную апробацию в рамках эксперимента в школах трёх российских регионов. Решение это было принято якобы в целях экономии бюджетных средств.

Многие специалисты возражали против такой рассылки, поскольку к моменту рассылки не была создана и развернута система технической поддержки дистрибутивов СПО на местах, отсутствовала печатная учебная и методическая литература по этим дистрибутивам. Таким образом, учителя брошены на произвол судьбы и оставлены один на один с совершенно новым для них программным продуктом.

По сути дела государственная программа внедрения СПО подменялась рассылкой дистрибутивов по школам.

Всё это вело к дискредитации свободного программного обеспечения в целом и срыву государственных планов по переходу всех образовательных учреждений РФ на СПО.

Но возражения экспертов не были приняты во внимание и 29.04.2009 заместитель руководителя Рособразования В.В. Лазутин подписал дополнительное соглашение № 3 к государственному контракту от 29.11.2007 № П 903.

Однако исполнитель госконтракта в ходе выполнения допсоглашения № 3 пошел на грубейшие нарушения его требований.

В соответствии с пунктом 4.1.5 допсоглашения № 3 «...исполнитель должен расширить комплект ОИПП (обновлений и исправлений программных продуктов, входящих в состав "Первой ПОмощи" - прим. ЦеСТа) за счёт включения в него физических носителей (CD/DVD - дисков), содержащих программное обеспечение ПСПО, не изменяя содержимое и оформление физических носителей...».

Вместо того, чтобы  строго выполнить это требование компания IBS занялась изменением содержимого дисков с ПСПО, пытаясь разместить на свободном месте этих дисков дополнительное программное обеспечение, а именно дистрибутив «Школьный сервер» и дополнительные материалы (инструкции, учебные курсы).

В ходе изменения содержимого дисков были допущены серьёзные технологические ошибки, которые привели к тому, что два диска перестали быть загрузочными. Из-за некомпетентности или неосведомлённости исполнителей и низкого качества технологического контроля диски были отправлены на тиражирование без должной проверки.

После многочисленных жалоб из школ и возникшего скандала специалисты IBS начали исправлять допущенную ошибку, но не путем возврата к эталонным дискам ПСПО, а вновь пытаясь изменить содержимое физических носителей и повторно нарушая пункт 4.1.5 допсоглашения № 3.

И опять из-за некомпетентности исполнителей и отсутствия должного контроля, в содержимое одного диска были внесены изменения, не позволяющие прочитать названия части файлов. Этот комплект из двух «откорректированных» дисков повторно был разослан по всем школам РФ.

При этом компания IBS грубо нарушила пункт 4.1.12 допсоглашения № 3, который гласит: «...исполнитель должен обеспечить адресную доставку соответствующих экземпляров Единого комплекта ОИПП/СПО во все ОУ (образовательные учреждения – прим. автора) Российской Федерации... с личным вручением уполномоченному лицу со стороны ОУ или лицу его заменяющему...». На этот раз, в отличие от первой рассылки, она осуществлялась обычным почтовым отправлением без личного вручения уполномоченному лицу или лицу его заменяющему.

Это привело к нарушению ещё одного требования допсоглашения № 3 (пункт 4.1.13), а именно: «...при вручении доставляемого Единого комплекта ОИПП/СПО Исполнитель должен обеспечить совместно с уполномоченным лицом со стороны ОУ (или лицом, его замещающим) проверку его содержания для подтверждения состава комплекта прилагаемой описи...».

Кроме того, компания IBS не обеспечила выполнение еще одного требования допсоглашения № 3 (пункт 4.1.14), а именно: «...исполнитель после проверки состава доставляемого единого комплекта ОИПП/СПО должен обеспечить сбор первичных документов, подтверждающих получение Единого комплекта ОИПП/СПО ответственными лицами со стороны ОУ или лицами их замещающими...». Невыполнение этого пункта привело к тому, что на сегодняшний день у компании IBS отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие доставку «откорректированных» дисков в образовательные учреждения РФ.

Невыполнение требования допсоглашения об обязательной адресной доставке пакета по принципу «из рук в руки» привело к тому, что часть конвертов с откорректированными дисками не дошла до получателей. В ЦеСТ поступала информация, что в отдельных случаях конверты с дисками находили во дворах школ, в мусоре и т.п.

Невзирая на очевидные факты, компании «УСП Компьюлинк» и IBS свою вину пытаются оправдать нелепыми отговорками и мер для устранения допущенных нарушений дополнительного соглашения №3 к госконтракту № П 903 предпринимать не собираются.

В результате, невзирая на указанные в госконтракте сроки, к 1 июля 2009 года исправные комплекты дисков СПО в образовательные учреждения не поступили и требуется организация третьей дополнительной доставки комплектов СПО в школы.

В этой связи вызывает недоумение позиция Рособразования, которое никак не реагирует на грубейшие нарушения госконтракта № П 903 и устранилось от контроля за его выполнением. Более того, создается впечатление, что Рособразование пытается выгородить виновников произошедшего. И в целом, стратегия внедрения СПО, избранная Рособразованием, ведёт к размыванию ответственности за проект и тем самым способствует его провалу.

Положение усугубляется тем, что Рособразование до сих пор не провело конкурс по внедрению в 2009 году СПО во всех образовательных учреждениях страны, а это означает, что c каждым днём всё труднее будет успеть реализовать этот проект к намеченному сроку.

Действиями руководства Федерального агентства по образованию (Рособразование), некомпетентностью персонала компаний «УСП Компьюлинк» и IBS поставлена под угрозу срыва государственная задача по переходу всех образовательных учреждений Российской Федерации на свободное программное обеспечение с 1 января 2011 года, а также нанесен серьезный ущерб репутации свободного программного обеспечения.

В связи с вышеизложенным, ЦеСТ предлагает выполнить следующие мероприятия:

  • провести официальное расследование произошедшего специальной комиссией с обязательным привлечением независимых квалифицированных специалистов по операционной системе Linux;
  • по результатам расследования и выяснения причин произошедшего определить виновников и наказать их, применив к ним санкции, предусмотренные госконтрактом № П 903;
  • обязать исполнителя госконтракта за свой счёт организовать тиражирование и адресную доставку в образовательные учреждения дисков с СПО в строгом соответствии с требованиями допсоглашения №3 от 29 апреля 2009 г.;
  • срочно провести конкурс для определения исполнителя, ответственного за все мероприятия по внедрению и поддержке в 2009 году СПО во всех образовательных учреждениях страны, чтобы с 1 сентября приступить к его реализации. Не допустить размывания ответственности, ведущей к срыву проекта.

Председатель правления Центра свободных технологий
В.И. Алкснис

Ссылки: